Эти многозначительные слова Виктор Михайлович высказал в 1906 году в письме к известному художественному критику В.В. Стасову. В них выразилось отношение Васнецова к событиям художественной жизни России в начале XX века.
Новое столетие Васнецов встретил на пике славы, отметив свой пятидесятилетний юбилей. Он был профессором живописи (1892), действительным членом Петербургской Академии художеств (1893), почетным членом Реймской академии художеств (1895). В Европе о его творчестве читал лекции Барон де Бай и писал немецкий поэт Райнер Мария Рильке. В 1899 году он организовал свою первую персональную выставку (всего их было 6). Однако, несмотря на столь грандиозный творческий успех, о нем все чаще писали как о художнике, чьи заслуги остались в прошлом: «В работах Васнецова для нас уже нет остроты сегодняшнего дня. Его творчество не волнует и не вызывает споров, оно давно изучено, давно признано, давно принято со всеми своими большими достоинствами и немалыми недостатками, как необходимая и неотъемлемая часть истории русской живописи» (А.М. Эфрос).
Действительно, художественный мир стремительно менялся. Начало XX века — время бурного развития модернистских художественных течений, которые Васнецов не чувствовал и отказывался признавать. Он активно выступал против современного, по его выражению, «декадентского» искусства, и отмечал: «В новом веке — новые песни, и я едва ли теперь сумею их спеть. Хорошо, если я смогу показать, что чувствовал и чем жил в своем веке».
Васнецов не стремился подстроиться под требования нового времени и до конца дней следовал своим идеалам в искусстве, создавая в картинах ту самую сказочную Старую Русь, о которой мечтал.